Подвижные игры для воспитания физических качеств в теннисе

04.07.2023 | bendernative

Все приведенные подвижные игры в большей степени воспитывают координационные способности, но одновременно воздействуют на совершенствование и иных физических качеств.

Кто вперед

В игре могут принимать участие две или более команд или всего два спортсмена На расстоянии 4 м от линии старта кладутся маты, а еще через 10 м – скакалки. По сигналу первые номера прыжками (могут быть любые варианты: на двух ногах, на одной, в полуприседе, в глубоком приседе и др.) достигают матов, делают кувырок (вперед, боком и др.), приставными шагами добегают до скакалок , выполняют 10 прыжков, кладут скакалки на место и возвращаются бегом к линии старта.

Поймай палку

Играющие стоят по кругу в 3-4 шагах от водящего, который придерживает рукой стоящую палку. Каждый из играющих получает порядковый номер (это может быть имя занимающегося, название цветка и т. д.). Стоящий в центре выкрикивает условное слово и отпускает палку. Названный игрок должен успеть схватить ее, пока она не упала. Если он не сумел это сделать и палка упала, игрок становится водящим, а водивший до него идет на его место. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим (водящим может быть только тренер).

Подсечка

Участники игры делятся на две команды. Все становятся в один круг, взявшись за руки, расходятся возможно шире и опускают руки. В центре круга становится ведущий. В руках у него скакалка. Поворачиваясь на месте, ведущий вращает скакалку так, чтобы ее конец скользил по земле за кругом играющих, которые один за другим подпрыгивают на месте, пропуская скакалку под ногами. Если кто- либо задевает скакалку, его команде засчитывается штрафное очко. Выигрывает команда, оштрафованная меньшим количеством очков. Общая длительность игры вместе с паузами две- три минуты.

Шнырок

Не меняя построения, можно провести еще одну игру с той же скакалкой. Ведущий укорачивает скакалку так, чтобы ее конец скользил по земле перед играющими, примерно на расстоянии шага. Каждый играющий старается наступить на скакалку, прыгнув на нее вперед двумя ногами, когда скакалка скользит мимо него. Кто сумеет это сделать, то выигрывает своей команде одно очко. Побеждает та команда, которая набирает большое количество очков. Эти две игры можно провести и без деления на команды.

Перетяни противника

Провести на земле прямую линию длиной в 4 шага. Два игрока встают на нее лицом друг к другу таким образом, чтобы носки правых ног соприкасались. Левые ноги отставить назад, а левые руки положить на бедра. Правые руки соединить, как при рукопожатии. По сигналу каждый занимающийся начинает тянуть противника к себе или в с торону. Победит тот, кто заставит другого оторвать от земли левую ногу или сдвинуть ее с черты.

Перемахи через палку

Поставить перед собой гимнастическую палку, придерживая ее правой рукой (или левой). Правую ногу отвести назад, а затем махнув ею вперед перенести над палкой. При этом палку надо отпустить, а затем подхватить ее, чтобы она не упала. То же самое повторить, перенося через палку левую ногу.

Рыбалка

1.Перед игроком в шахматном порядке расставлены 7 булав. Держа обычную удочку правой рукой, игрок старается коснуться ею по очереди каждой булавы (при этом не дав ей упасть). То же самое повторить левой рукой. Выигрывает тот, кто выполнит задание в более короткое время, сбив меньшее количество булав. 2.Семь булав устанавливаются на равном между собой расстоянии, равном длине булавы. Игрок должен сбить удочкой каждую булаву обязательно внутрь, но так, чтобы соседняя булава не упала. Выигрывает тот, у кого больше удачных попыток и меньше время выполнения.

Эстафета

Участники игры делятся на две – три команды. На расстоянии 10-15 м от старта перед каждой командой поставлены булавы или стойки. Команды выстраиваются на старте. В руках первых номеров команд теннисная ракетка, ребром которой они подбивают мяч. По сигналу первые номера бегут к стойке, которую они должны обежать и вернуться к линии старта. После этого начинает бег следующий игрок и так далее. Выигрывает та команда, которая преодолеет дистанцию эстафеты быстрее всех. В дальнейшем, могут быть более сложные варианты выполнения:
А) во время бега мяч подбивает то вверх, то вниз;
Б) во время бега те, кто играет правой рукой, подбивает мяч левой рукой, и наоборот.
Возможны иные варианты.

Борьба за мяч

В игре участвуют две команды по 3-5 человек в каждой. Игра может проводиться на половине теннисной площадки, включая забеги. По своему характеру она напоминает баскетбол, но без бросков в корзину. Задача игроков команды, владеющей мячом, как можно дольше удерживать его, используя ведения мяча, предачу его партнеру, перхваты, обманные действия и другие приемы. Выигрывает команда, игроки которой дольше соперников владеют мячом.

Качели

Став спиной к спине, взять друг друга под руки. Наклоняясь вперед, нужно оторвать соперника от земли. Победит тот, кому удастся это сделать. Есть и другая разновидность этой игры. Взять толстую палку и встать спиной к спине, подняв руки вверх, ухватиться за палку. Наклоняясь вперед, нужно оторвать соперника от земли. Проигравшим считается тот, кто оторвет ноги от земли или выпустит палку.

Петухи

Начертить круг диаметром 2 м. Два игрока входят в круг, встают лицом друг к другу, согнув левую ногу и обхватив ее левой рукой за щиколотку. Правую руку, согнутую в локте, прижимают к туловищу. Толкая друг друга плечом, вытеснить соперника из круга или заставить его опустить на землю левую ногу. То же, но прыгая на левой ноге, согнув правую.

Сохранить равновесие

Расставив ноги на ширине плеч, встать друг напротив друга на таком расстоянии, чтобы, вытянув руки вперед, можно было прижать ладони к ладоням. Отвести руки немного к себе. По команде нужно сильно толкнуть противника в ладони, заставив его сойти с места. Когда соперник наносит удар, можно быстро привести руки к себе. Только ловкий игрок сумеет в такой момент сохранить равновесие.
Исход борьбы решается в трех попытках.

Начертить на земле круг диаметром 1 м. Провести линию от центра к окружности. Стать в центре круга, линия между ног. Подпрыгнуть вверх и повернуться в воздухе на 360” так, чтобы, приземлившись, оказаться в первоначальном положении, ни одной ногой не выйдя из круга. Повороты выполнять как в левую, так и в правую стороны. Диаметр круга можно уменьшать.

Игры, преимущественно направленные на воспитание гибкости

Шагни через палку

Взять гимнастическую палку так, чтобы одна рука была на расстоянии полуметра от другой. Перешагнуть через палку одной ногой, а затем другой. Сначала вперед, потом назад.

Перепрыгни через палку

Раздвинув руки немного пошире и, не выпуская палки, перепрыгнуть через нее вперед и назад.

Поднять мяч

Положить на пол теннисный мяч так, чтобы он касался пяток. Отвести руки за спину, левой рукой обхватив запястья правой.
Присесть, взять мяч правой рукой и выпрямиться, не сходя с места.

Игры, преимущественно направленные на воспитание силовых способностей

Перетягивание соперника

На площадке проводятся три параллельные линии на расстоянии 3 м одна от другой. К центральной линии с разных сторон подходят два участника, берутся за руки. По команде, каждый старается перетащить своего соперника за линию, находящуюся за его спиной. Выигрывает тот, кто сумеет это сделать. Время перетягивания можно ограничивать.

Единоборство

Встать друг против друга, расставив ноги на ширину плеч. Протянув правые руки друг к другу, соединив их от локтя до ладони, левые руки на бедрах. По команде стараться правой рукой отвести руку соперника в сторону с тем, чтобы заставить его сойти с места или опустить руку. То же самое выполнить левыми руками.

Борьба в цепи

На площадке проводятся три параллельные линии на расстоянии 3 м одна от другой. Играющие делятся на две команды и встают на крайних линиях лицом одна к другой. По команде сходятся на средней линии и, не поворачиваясь, выстраиваются в одну шеренгу так, чтобы каждый играющий одной команды занимал место между двумя играющими другой команды.
Участники игры берут друг друга под руки. По сигналу начинается борьба- каждая команда старается перетянуть соперников за свою черту, на которой они стояли раньше. Побеждает та команда, которой удается это сделать. Если во время борьбы цепь разорвется, то оба участника, допустившие разрыв, выходят из игры.

Игры, преимущественно направленные на воспитание скоростных способностей

Разведка

Начертить круг диаметром 2 м. В центр круга положить волейбольный мяч. Все игроки делятся на две команды- «разведчиков» и «часовых». Ребята из команды «разведчиков» должны постараться унести мяч из круга, из команды «часовых»- не дать унести мяч, осалив «разведчика», пока тот не вышел с мячом за круг.
К мячу вызываются одновременно по игроку из каждой команды.»Разведчики», отвлекая «часового» выполнением различных движений (приседания, прыжки, повороты, махи ногами или руками и других), которые «часовой» обязан повторять, должен схватить мяч и вынести его за пределы круга. «Часовой» должен успеть осалить «разведчика», пока тот еще находится в круге.

Защита

Начертить круг диаметром два шага. В центр круга поставить булаву. Около круга встает защитник. Остальные участники игры встают вне круга на расстоянии вытянутых рук.
Стоящие по кругу перебрасывают между собой мяч. В удобный для себя момент каждый из играющих может бросить мяч в булаву, чтобы ее сбить. Защитник отбивает мяч любым способом, не ударяя, однако, по нему ногой. Тот, кому удастся сбить булаву, становится защитником. Предыдущий защитник идет на его место.

Бегуны

Игра проводится на половине корта. Все занимающиеся делятся на две команды. Одна команда-« бегуны», другая- «ловцы» . «Ловцы» располагаются вдоль одной из боковых линий. «Бегуны»- внутри площадки. По команде- «бегуны» разбегаются по площадке. Одновременно на площадку вбегает первый из «ловцов», который пытается осалить как можно больше «бегунов». Те, в свою очередь, стараются от него увернуться.
Через 10 сек раздается свисток, прерывающий игру. Ловец возвращается в свою шеренгу. Фиксируется количество им осаленных.Затем вновь раздается команда и выбегает следующий «ловец». Побеждает та команда, которая осалит большее количество «бегунов». При небольшом количестве занимающихся в группе, каждый по очереди становится «ловцом». Тогда подсчитывается количество занимающихся, осаленных каждым. Выигрывает тот, кто осалит большее количество «бегунов».
Возможны варианты игры, например, «ловец» прыгает то на левой ноге, то на правой.

Эстафеты

Занимающиеся делятся на 2-3 команды, можно по одному человеку в каждой. Команды выстраиваются за задней линии.
А) Первые номера по сигналу бегут до линии подачи, касаются ее рукой и лицом вперед на максимальной скорости возвращаются назад. Как только игрок пересекает заднюю линию, стартует следующий член команды (если в команде более одного человека). Б) Первые номера бегут до сетки лицом вперед, касаются ее рукой и возвращаются назад спиной вперед, бег начинают следующие номера. В) Первые номера бегут до сетки из положения сидя (можно придумать любое исходное положение), касаются ее и возвращаются назад прыжками на левой ноге (следующий раз: на правой ноге, приставными шагами правым боком, приставными шагами левым боком и т. д.), бег из того же положения начинают следующие номера.

Салки

На одной половине площадки занимающиеся расходятся в разные стороны. Водящий по сигналу стартует в заранее выбранном направлении, стараясь «осалить» кого- нибудь из играющих. Играющие убегают, стараясь не дать до себя дотронуться. Осаленный становится водящим и игра продолжается.

Вороны и воробьи

Начертить две параллельные линии в трех шагах одна от другой. Отступив от них в обе стороны по 20-25 шагов, провести еще по линии.
Играющие делятся на две команды: одна из них – «вороны», другая «воробьи», и располагаются на средних линиях спиной к друг другу.
Ведущий громко говорит: «ВО- РО –НА!» или «ВОРО-БЕЙ!», произнося последний слог отрывисто и делая перед ним паузу.
Названная команда (или игрок), повернувшись на 180 градусов, преследует противников, другая команда бежит к дальней черте, находящейся перед ней. Необходимо осалить убегающих раньше, чем те достигнут черты.

Игры, преимущественно направленные на воспитание выносливости

Эстафета

Играющие разбиваются на команды. Перед каждой командой в 12-15 м устанавливается булава или набивной мяч. По сигналу первые номера должны обежать булаву и как можно быстрее вернутся назад. Как только первый номер пересекает стартовую черту, бег начинает второй номер команды и т. д.
Варианты:
А) участник команды бежит с теннисным мячом в руках и передает его, возвращаясь, следующему участнику;
Б) участник преодолевает расстояние прыжками на двух ногах или на одной- вперед, на другой- возвращаясь;
В) до булавы участник бежит, возвращается, передвигаясь спиной вперед или прыжками «лягушка» (с ног на руки, ноги подтянуть и т. д.). Эстафетный бег следует повторить 3-4 раза. Повторять можно один и тот же вариант, а можно их разнообразить. Это будет зависеть от индивидуальных особенностей занимающихся. Выигрывает та команда, участники которой первыми заканчивают бег.

Ловля парами

Выбирают пару «ловцов». Взявшись за руки, они должны поймать игрока. Игрок считается пойманным, если «ловцы» сомкнули руки вокруг него. Когда «ловцы» ловят второго игрока, пойманные составляют новую пару, которая включается в ловлю игроков и т. д. Варианты:
А) участник команды бежит с теннисным мячом в руках и передает его, возвращаясь, следующему участнику;
Б) участник преодолевает расстояние прыжками на двух ногах или на одной- вперед, на другой- возвращаясь;
В) до булавы участник бежит, возвращается, передвигаясь спиной вперед или прыжками «лягушка» (с ног на руки, ноги подтянуть и т. д.). Эстафетный бег следует повторить 3-4 раза. Повторять можно один и тот же вариант, а можно их разнообразить. Это будет зависеть от индивидуальных особенностей занимающихся. Выигрывает та команда, участники которой первыми заканчивают бег.

«Академия тенниса», авторы: В.Голенко, А.Скородумова, Ш.Тарпищев.