Упражнения для воспитания ловкости должны проводиться в начале основной части тренировочного занятия, поскольку нужно, чтобы состояние спортсмена было оптимальным.

Упражнения, подбираемые для воспитания ловкости должны включать элементы, связанные с мгновенным реагированием на меняющуюся обстановку, а также упражнения, координационная сложность которых повышается от занятия к занятию ( см. таблицу ).

При воспитании ловкости можно применять общеподготовительные упражнения. Очень полезны акробатические упражнения и упражнения на батуте. Они развивают способность ориентироваться в пространстве после выполнения всевозможных переворотов, прыжков, поворотов, столь ценную для теннисистов.

Ловкость во многом связана со способностью действовать быстро и находчиво. В процессе воспитания такой способности особое место отводится спортивным и подвижным играм. Среди спортивных игр целесообразнее всего выделить баскетбол и футбол, но на ограниченном поле. Эти игры наряду с воспитанием быстроты, силы, выносливости являются действенным средством воспитания ловкости. Среди подвижных игр в большей мере отвечают требованиям воспитания ловкости такие игры, как «Круговая лапта», «Бегуны», «Разведка», «Рыбалка» и многие другие. Н. Г. Озолин особо выделяет для воспитания ловкости такую игру, как «Борьба за мяч», в которой правилами допускается вырывать мяч, бежать с ним, удерживать бегущего за ноги и т. д. Это приводит к быстрой смене весьма неожиданных ситуаций, заставляет играющих принимать мгновенные решения и действовать соответствующим образом.

Объем применяемых упражнений не должен быть большим – одно-два упражнения в занятии с несколькими повторениями. Отдых между упражнениями устанавливается в зависимости от состояния и тренированности спортсмена. Во время паузы необходимо решать проблему восстановления, чтобы следующий повтор выполнить без нарушения координации. Из специально- подготовительных упражнений можно рекомендовать следующие:

  1. Отбивать мячи с лета – ударами между ног, из – за спины;
  2. Стоя спиной к сетке – играть с полулета – справа, между ног , слева. Соблюдать строгое чередование ударов;
  3. Мячи подбрасывать влево и вправо, однако бить их соответственно справа и слева;
  4. Игрок сидит на хавкорте. Для выполнения удара необходимо встать – сыграть с лета – снова сесть и т. д;
  5. Лежа на спине ногами к сетке – по ракетке в каждой руке. Подбрасываемые мячи отбивать с лета;
  6. Игрок стоит лицом к сетке, спарринг бросает свечи к задней линии. Игрок должен отбежать назад, сыграть с отскока в положении спиной к сетке.

«Академия тенниса», авторы: В.Голенко, А.Скородумова, Ш.Тарпищев.